О творчестве

Если творческое эго композитора гармонично сочетается с ясным музыковедческим сознанием, значит, скорее всего, и замыслы, и их окончательное воплощение отличаются особой осознанностью и, чаще всего, неординарностью. Вкус к рациональному анализу интуитивного и, в противовес тому, интуитивному постижению звучащего проявляется у Ба́рас в ряде сочинений. Так, по словам К. Ба́рас, пьеса «По ту сторону» — "коротка, как афоризм, лаконична, как монета". Обобщенно-философский авторский замысел отражает дуализм мира и бытия: белое — черное, временное — вечное, живое — мертвое. Очевидна оппозиция: эта сторона — нечто нам известное, а та — "редко посещаемая".

В основе «Флейтиссимо» — троичность разного рода: три флейты, организованные в трехголосную фактуру, трехмерность метра и ритма, трехчастное деление формы, трихордовые попевки. Опус «Вслушиваясь» на стихи японских поэтов правомерно рассматривать в паре с «Unsere Einsamkeit», опирающейся на австрийскую поэзию. Эти два цикла соотносятся друг с другом наподобие оппозиции культурных антиподов. Гетерофония и полифония, свобода и строгость, пантеизм и экспрессионизм диалогизируют на расстоянии года (1992-1993), словно внося некий вклад в "подведение культурных итогов" уходящей эпохи.

В сочинениях К.Ба́рас преобладает тон лирико-драматического высказывания; есть и сочинения философского плана, и выдержанные в юмористическом ключе. Таковы «Скерцино» из «Музыкальной шкатулки», «Рецепт» на слова Б.Виана, «Басни Крылова», «Клип-антракт», Три детских хора и, несомненно, «Заседание» на стихи Н.Олейникова, в контексте которого нарочитые примитивизм и игра в пошлость звучат провокативным вызовом снобизму. Интересно, что в опусе предполагаются элементы театрализации, несущие отдаленный намек на реалии эпохи официоза и "трибунала": строгие костюмы в качестве одеяния исполнителей и трибуна с графином и стаканами как некая "точка отсчета".

При очевидной склонности композитора к малым формам и камерным жанрам, симфонические опусы К.Барас отличаются проработкой фактуры, тщательной выписанностью всех деталей, тонкостью нюансировки; перечисленные качества, однако, гармонично уживаются с продуманностью общекомпозиционных планов. В этом отношении показательна симфоническая поэма «Лики», написанная для большого симфонического оркестра. Она позволяет сделать вывод о том, что автор в достаточной степени владеет "большой формой", и в жанре симфонической музыки ощущает себя также весьма свободно.

Карина Ба́рас — музыковед, обнаруживающий в своих исследовательских работах интерес к тому, что принято относить к области эзотерики и неких вечных тайн музыки. Высшие смыслы и точнейший расчет, сложная жизнь духа в условиях совершенства материальной формы становятся основной темой ее научных изысканий, посвященных творческому наследию Скрябина.

Мария Федотова.

Скачать мои произведения Powered by MusicaNeo